Сооружение сливной ямы из шин не требует особых строительных навыков и больших денежных затрат: все работы можно выполнить своими руками, без участия спецтехники, а основной строительный материал — старые покрышки — достается бесплатно. Хотя процесс устройства ямы прост, перед началом работ важно узнать о некоторых правилах, которые уберегут от распространенных ошибок и помогут создать долговечную конструкцию.
Плюсы и минусы сливной ямы из шин
Прежде чем приступать к работам, стоит узнать обо всех преимуществах и недостатках ямы, нюансах ее использования.
К достоинствам относятся:
Простота строительства — 2 человека могут полностью управиться за сутки, работа без помощников займет чуть больше времени. Дешевизна — можно использовать старые покрышки любого размера. Относительная долговечность — правильно сооруженная конструкция прослужит около 10 лет. Резина выдерживает длительный контакт с водой, ее не повреждают насекомые.
Недостатки выгребная яма из покрышек тоже имеет:
Ремонт и демонтаж достаточно трудоемки. Место для ямы необходимо тщательно выбирать, учитывая санитарные нормы. На участке может возникать неприятный запах. Сливать разрешено только определенное количество воды. Если превышать допустимый объем, поступающая в почву жидкость не будет успевать перерабатываться, начнется заражение грунтовых вод. Нежелательно сливать в яму бытовую химию — она губительно действует на бактерии, перерабатывающие нечистоты.
Выбор места для ямы
При выборе места для устройства выгребной ямы следует учитывать санитарные нормы.
Так, она должна быть расположена не ближе 5 м от жилых зданий и не ближе 2 м от забора.
При строительстве ямы из шин без герметичного дна нельзя размещать ее ближе чем 30 м от источника воды, при наличии герметичного дна расстояние должно быть не меньше 15 м.
Если участок имеет уклон, не следует располагать яму в низине — во время дождя она будет наполняться водой.
От дома до ямы вода должна отводиться по пластиковой трубе, диаметр которой не меньше 100 мм. Саму трубу нужно укладывать ровно, без резких переходов и изгибов. Желательно прокладывать трубу так, чтобы на пути ее следования не встречалось деревьев и кустарников.
Трубу располагают ниже точки промерзания грунта. В случае, если сделать это невозможно, трубопровод оборачивают теплоизоляционным материалом, не пропускающим воду.
Вычисление оптимального объема
От того, насколько верны будут расчеты, зависит удобство использования и долговечность сооружения.
Вычислить необходимый объем можно по формуле:
Vямы= 200*3*N,
Сауны самара по материалам http://www.dai-zharu.ru.
где 200 — это количество литров, ежедневно расходуемых одним человеком; 3 — количество дней, необходимых бактериям для переработку нечистот; N — количество людей, проживающих в доме.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы сделать яму своими руками, потребуются:
- несколько автомобильных шин одного диаметра;
- совковая и штыковая лопаты;
- пластиковая крышка;
- щебень;
- силиконовый герметик либо горячий битум;
- пластиковые трубы диаметром 100 мм;
- рулетка, шпагат и колышки;
- полимерная сетка;
- садовый бур и электролобзик.
Если грунтовые воды на участке расположены высоко, рыть глубокую яму нельзя. Достичь нужного объема ямы можно, если взять шины большого диаметра.
Порядок работ
На выбранном с учетом санитарных норм участке размещают покрышку, затем, отступив от ее края на некоторое расстояние, проводят разметку колышками и шпагатом. Отступ необходим, чтобы легче было помещать покрышки в яму.
В обозначенном месте начинают копать, используя штыковую лопату. Следует помнить, что дно конструкции должно иметь небольшой уклон. Когда глубина ямы достигнет необходимой величины, стены и дно выравнивают, землю извлекают на поверхность совковой лопатой. В центре дна садовым буром проделывают дренажную скважину, с помощью которых вода будет отводиться через водоупорные слои грунта. Подготавливают пластиковую трубу. Длина ее определяется индивидуально и зависит от глубины скважины. При этом труба должна выступать над дном ямы на 1 м. С другого конца трубы на участке длиной в 1 м просверливают отверстия, пропускающие воду в грунт, оборачивают обработанный участок полимерной сеткой, вставляют этим концом в скважину. На верхнем отверстии также закрепляют полимерную сетку. На дно засыпают щебень так, чтобы получился слой высотой в 10 см. У всех шин с помощью электрического лобзика срезают внутреннюю часть обода, чтобы предотвратить застаивание грязной воды. Подготовленные покрышки кладут стопкой во всю высоту ямы. Область соприкосновения шин друг с другом тщательно изолируют горячим битумом или силиконовым герметиком. Засыпать щебень в пространство между внешней стороной покрышек и стенами ямы лучше всего постепенно, по мере укладки шин. В покрышке, которая окажется на уровне входа сливной трубы, электролобзиком нужно сделать отверстие. Трубу вводят в проделанное отверстие, тщательно герметизируют место входа. Верхняя покрышка должна слегка выступать над уровнем земли. На нее устанавливают пластиковую крышку с вентиляционным отверстием. В отверстие вставляют трубу высотой 60 см.
Устройство ямы с переливом
Яма из покрышек с переливом делается по тому же принципу, но имеет несколько различий.
Толщину слоя щебня на дне увеличивают до 30-40 см, а дренажную скважину не делают. В центре сооружения после укладки шин устанавливают бетонную трубу диаметром меньше диаметра покрышек в 2 раза и высотой на 15 см ниже верха ямы.
Нижний конец трубы заделывают бетоном. На верхнем отрезке проделываю отверстие для сточной трубы и несколько мелких отверстий для перелива. После подведения канализационной трубы внутрь бетонной, место входа герметизируют.
Сделать яму с переливом своими руками сложнее, чем обычную, но и прослужит она дольше, а качество очистки воды будет выше.